"Некоторые виды информация в благоприятной среде могут распространяться подобно вирусам. Это не значит, что информация и впрямь вирус, вирус - лишь аналогия. Если ее продолжить, можно сказать, что лучшая защита - это сильная иммунная система, то есть нужно соприкасаться с большим количеством идей, развивать собственное суждение, вырабатывать в себе способность сопротивляться дурному."
Нил Стивенсон, из интервью.
"По-моему, это "Война и мир", только лучше."
Из телефонного разговора о романе "Криптономикон"
О писателе
Современный американский писатель, родился 31 октября 1959 г. в Форт-Миде (штат Мериленд, США).
Нил Стивенсон происходит из семьи потомственных ученых, отец его был профессором электротехники, а мать работала в биохимической лаборатории.
Вырос в Иллинойсе и Айове, начинал учиться физике в Бостонском университете, но потом перешел на географическое отделение, мотивировав свой поступок тем, что "там круче компьютеры". Зарекомендовал себя способным программистом.
В детстве читал почти исключительно фантастику, особенно - Нортон и Хайнлайна, значительно позже огромное впечатление на него произвел Neuromancer Уильяма Гибсона - книга, с которой начался киберпанк.
Его первая книга - "Большое У", университетский триллер с элементами научной фантастики - вышла в 1984 году. Затем появились: "Зодиак: эко-триллер" в 1988 году и "Лавина" в 1992, классика киберпанка, сделавшая Стивенсона звездой научной фантастики. Он написал два триллера в соавторстве с дядей, Джорджем Джусбери, под псевдонимом "Стивен Бери": "Интерфейс" (1994) и "Паутина" (1996).
В 1995 напечатал "Алмазный век", получивший премии "Хьюго" и "Локус", а в 1999 "Криптономикон", тоже удостоенный премии "Локус": огромный, написанный в духе Пинчона роман об истории и криптографии, получивший невероятную популярность у любителей научной фантастики. Действие романа должно было происходить в трех временах - во время Второй Мировой войны, сейчас и в будущем, но первые две ветки так разрослись, что заняли всю книгу.
В том же году он опубликовал "В начале была командная строка" - рассуждения о компьютерах и культуре. Последние семь лет Стивенсон потратил , на колоссальный "Барочный цикл": "Ртуть" (2003), "The Confusion" (2004) и "Система мира" (2004). Действие книг происходит в семнадцатом веке, герои - исторические персонажи, такие, например, как Ньютон и Лейбниц, и выдуманные - предки тех, кого мы знаем из "Криптономикона".
С 1984 года Нил Стивенсон живет на Тихоокеанском Северо-Западе с женой (они женаты с 1985 года) и двумя детьми, пишет романы, время от времени публикует статьи в журналах.
Произведения
Snow Crash (Лавина)
Главный герой, чернокожий хакер Hiro Protagonist в реальной реальности развозит пиццу для мафии, фехтует на японских мечах и дружит с украинским рок-гитаристом, а в виртуальной… увы, рассказывать бессмысленно; если вы не читаете по-английски, вам придется поверить на слово, что это невероятно увлекательно и очень смешно.
Особенностью книг Нила Стивенсона являлется то, что он кроме основной сюжетной линии дает множество интересной и развивающей информации для читателя (ради чего иногда и читаешь его толстенные тома). В "Лавине" особую роль играет история шумеров, их языка и то, как , словно глаз на жопу, писатель умело прикручивает его к основным событиям книги. Эдакий киберпанк в чистом виде, для того времени, когда писалась книга, вполне нормально. Чувствуется влияние Гибсона.
Резюме: Интересно, захватывающе, получился бы хороший боевичок.
Скачать книгу "Лавина" в архиве, txt zip (385kb)
The Diamond Age or, a Young Lady's Illustrated Primer (Алмазный век, или букварь для благородных девиц)
Как и все остальные книги Нила Стивенсона, Алмазный век - достаточно толстая книга. :-)
Сюжетообразующая техническая идея романа примитивна до безобразия и умещается в каких-то три слова: сделан интерактивный букварь. Но как сделан, кем сделан, для кого, и какова степень интерактивности этого обучающего компьютера? Ответы на все эти вопросы разворачиваются по всему роману, вызывая новый поток ассоциативных связей, в результате чего плотный повествовательный клубок распутывать становится все интереснее и интереснее.
Недаром Нила Стивенсона называют Аруром Кларком компьютерного века: практически на каждой странице походя автором рассыпаны изумительные инженерные решения в области образования, вооружения, средств связи, медицины или развлечений.
Резюме: Эдакий фэнтази вариант детской сказки для взрослых в стиле киберпанка.Сначала тягомотно и нудно, потом привыкаешь к стилю автора и дальше читается на одном дыхании.
Скачать книгу "Алмазный век" в архиве, txt zip (385kb)
Сryptonomicon (Криптономикон)
"Для меня привычнее изучать предмет до того, как засесть за написание книги", - объясняет он. – "Когда я принимаюсь за книгу, я обычно прекращаю исследование. Решая, о чем писать, я выбираю предмет, окунаюсь в него, делаю заметки. Он дает мне идеи, отправную точку. Затем я берусь за работу. В данном случае я знал, что начну с криптографии. Она интересовала меня, когда я был мальчишкой, и этот интерес нашел выход в романе теперь, когда я повзрослел."
О названии "Криптономикон": "Нам нужно было привлекающее внимание слово - название из одного слова. Слово это вымышленное; так называется в романе некая книга. Люди постоянно пополняют эту книгу своими знаниями о криптологии, так что она содержит все, что известно об этом предмете. Мне нравилось слово Крипт, и я придумал Криптономикон. Мне нравились ощущения, которые вызывало это название. Потом мне сказали, что в сети существовал документ под названием Криптономикон. Оказалось, на самом деле это был Киберномикон, превосходный киберпанковый сайт Тима Мэя."...
Итак: Вторая мировая, год 1943. Союзники уже раскрыли все главные шифры немцев. Они знают, куда идут военные конвои и где прячутся подводные лодки противника. Но если английские миноносцы каждый раз будут без проблем находить и топить фашистские субмарины, немцы поймут, что шифры раскрыты, и изменят их. Поэтому нужно запудрить противнику мозги. Для этого создано специальное англо-американское секретное подразделение 2702...
Главы, повествующие о 1940-х, перемежаются эпизодами, где потомки главных персонажей в конце прошлого века создают государство Крипту рядом с Филиппинами – “информационный рай” хакеров, кошмар банков и крупных корпораций. На “райских” серверах планируется размещать информацию, которую по тем или иным причинам запрещают в других странах…
Однако триллер оказывается совсем не простым. Стивенсон мастерски сочетает реальные факты и фантастические эпизоды. Раненый Шафто рассказывает молодому Рональду Рейгану, подвизающемуся в качестве репортера, о гигантском ящере, пожиравшем японцев, а Уотерхауз отправляется в поселение “йглмов”, живущих под властью английской короны и говорящих на странном, почти лишенном гласных языке.
Кроме того, Стивенсон не дает забыть о том, что прославил его все-таки киберпанк. “Криптономикон” содержит все мотивы времени информационных технологий и все оттенки жанра киберпанка. Шифровальщики Второй Мировой, по сути, являются предшественниками современных программистов, а современным миром правит информация. Кто ею владеет, тот владеет миром. Подспудно Стивенсон размышляет здесь о важных и интересных вещах. О причинах появления современных компьютеров (изначально предназначенных для дешифровки вражеских сообщений). О ключевой роли информации в войнах и экономике. О способах использования информации, о взаимодействии ложных и истинных сообщений (гомерически смешны рассказы о работе тайного подразделения союзников, фабрикующего ложную реальность). О сходных способах работы компьютера, шифровальной машины, церковного органа, человеческого мозга и Вселенной. Словом, “Криптономикон” – это не технотриллер и не исторический роман, а самая что ни на есть “Библия киберпанка”. Первый великий (по размерам так точно) роман информационного века, как утверждают критики.
Я не критик, но вот что добавлю от себя лично.
Конечно, не стоит понимать все утверждения автора буквально (это же художественное произведение, несмотря на обилие реальных фактов), а о той же самой Крипте было столько анонсов по всей книге, но в результате, чем закончилась постройка, так и не ясно. И нужна ли она вообще, когда в сети множество серверов и несколько десятков платежных систем. Такое ощущение что пока Нил писал свою книгу, мир изменился. :-) А он этого не заметил. Его взгляд на хакерство остановился на уровне начала 90х годов, эдакий юниксоид идеалист.
Вообще идея, строить что-то на отдельном острове, проводить кабели по дну океана, больше напоминает Жюля Верна или А. Толстова с его инженером Гариным. Ежу понятно, в любой момент такой кабель могут перерубить и все что отснется делать кибер хакерам, это смотреть закачаную на сервера порнуху, потому что они будут отрезаны от основной сети навсегда. Так сказать самый нежизненный вариант. Дэн Симмонс с его "Гиперионом" и инфосферой, более логично, предположил что основная информация должна храниться в самой сети на узловых серверах, просто в таком виде, чтобы о ней не догадывались. В реальности почти так и есть, много серверов, много сайтов, по всей сети и их невозможно все просто отключать, так сказать задолбаешься. :-). Кроме этого, основной бич - это пиринговые сети, которые используют интернет только как канал для своей работы, не более. Думаю, за этими сетями будущее.
Резюме: В равной степени захватывающий и интеллектуальный роман. История криптографии в подробностях, читается с огромным интересом, как и ветка современности. Размеры книги внушительны, но читать ее одно удовольствие. После этой книги я начал интересоваться историей кприптографии и посмотрел несколько фильмов на эту тему.
Скачать книгу "Криптономикон" в архиве, часть 1 txt zip (395kb)
Скачать книгу "Криптономикон" в архиве, часть 2 txt zip (456kb)
Сайт книги Криптономикон http://www.cryptonomicon.com/main.html
Барочный цикл
"Ртуть" (2003), "The Confusion" (2004) и "Система мира" (2004).
Я его не читал, сам, но по информации в интернете - это что-то такое историческое, приключенческое, времен Михайло Ломоносова или еще раньше. Единсвенное , что могу предсказать : наверное это очень толстые книжки, наверное первые 20% книги читать тяжело и нужно, но потом наоборот становится интересно, наверное там много полезной исторической информации, ради которой можно простить Нилу всю его нудятину. Вот собсна и все.
| |
|