Вводная
После покупки автомобиля Mazda6 я некоторое время пребывал в неадекватном состоянии и никакие мелочи не могли мне испортить радость общения с автомобилем. Но через неделю - две начал замечать, что меня явно не устраивает звучание штатной звуковой системы.
Высоких частот вообще не было, низы воспроизводились неплотно с бубнением и призвуками и эдакой кашей, непохожей на оригинальный звук, нормальными басами назвать это было сложно. При увеличении громкости звук менялся, да еще и двери начинали резонировать. Далее шли искажения звука и хрипение, но это обычное дело, без внешнего усилителя.
Захотелось как-то изменить ситуацию и я начал внимательно читать ветку "Звук" в форуме на сайте Mazda6.ru.
Там, на 60 (сейчас их уже больше) страницах, раскрывалось около 90% вопросов, которые возникают у желающих улучшить штатный звук в автомобиле Mazda6.
Все темы можно разделить на четыре направления.
1. Варианты бюджетного улучшения звука в Mazda6. Туда входит замена штатной акустики, добавление саба в систему, шумоизоляция дверей и багажника.
2. Варианты продвинутого улучшения звука в Mazda6. Это уже подразумевает, вдобавок к первому, распайку линейных выходов штатной магнитолы, установка усилителей, более серьезная шумоизоляция автомобиля, затрагивающая не только двери и багажник, но иногда и салон.
3. Вариант с заменой штатной магнитолы или установкой второй, более высокого класса, с модернизацией передней панели и других частей салона.
4. Всевозможные варианты подключения внешних устройств проигрывания звука, от CD Changer и MP3 плеера, до мультимедийных комплексов с телевизорами.
Все темы очень интересные, кем-то пройденные, с фотографиями и миниотчетами. Короче, всем рекомендую к прочтению все 60 страниц темы ветку "Звук" в форуме на сайте Mazda6.ru.
А сам попытаюсь описать процесс модернизации звука в своем автомобиле.
Бюджетные варианты улучшения звука в Mazda6
Самое первое, что можно и нужно сделать - это установить высокочастотные динамики - твитеры, в заглушки крепления зеркал. Тем более, что в более дорогой комплектации Bose так и сделано. Даже можно купить у дилера специальные заглушки зеркал куда внутрь твитеры вставляются. Кстати и твитеры тоже можно там купить, если хочется заплатить 150$ за 20$ вешь.
Кроме этого, упрощает установку то, что разьемы для них уже выведены изготовителем автомобиля на заводе, достаточно только отсоединить заглушки зеркал, прикрепить твитер на поверхности с соблюдением правил установки и углов (специфичные настройки для каждой модели), а провода твитеров вывести через просверленные отверстия внутрь заглушки, где присоединить к штатной проводке.
(На фото твитеры MB Quart DSF 216 со снятыми решетками и снятой обшивкой двери)
Хотя, для установки даже обшивку двери снимать нет необходимости, что наиболее приятно, если машина совсем новая и не хочется туда особенно лазить лишний раз.
Первоначально я купил б.у. твитеры Alpine и установил их, приклеив к заглушкам зеркал.
Получилось вполне нормально, звук преобразился , появились высокие частоты и я стал различать звук от Audio CD и пережаток Mp3.
(Сразу оговорюсь. Естественно, мы тут описываем не идеальный вариант, а быстрое улучшение штатной системы малыми средствами.)
Замена штатной акустики.
Следующее, что рекомендуют сделать для улучшения звука - это замена штатной акустики.
Изначально, в машине стоят бумажные динамики, простого вида, которые и играют весьма посредственно (хотя кому-то могут и нравится). Кроме этого, размер их 5х7" и форма - овалы, что само по себе не очень хорошо, по сравнению с круглыми, если говорить о качестве теоретически и со слов профессиональных установщиков и спецов по автовуку.
А практически, у многих производителей есть модели формата 5х7". Только вот не все они будут нормально играть в Mazda6, где-то низов будет не хватать, где-то мощности магнитолы или чувствительности колонок. Поэтому, нет смысла перебирать все варианты собственноручно, тратя на это деньги и время, а можно воспользоваться рекомендациями тех, кто через это уже прошел.
Общие рекомендации - выбирать для штатных магнитол акустику с высокой чувствительностью.
Передняя акустика
Сами колонки находятся в районе ног, поэтому, на передних дверях коаксиальная акустика отпадает по определению, тут нужно компонентная. Обычно, двухкомпонентная. (Но фанаты могут и трех компонентную поставить.)
Выбор компонентных колонок размера 5х7 небольшой. Чаще всего рекомендуют ставить Alpine SPS-571A (40-200Вт) 170$ (уже есть новые серии), которые достойно играют без дополнительного усилителя. Разве что, басят не очень, если сравнивать с штатными динамиками. Зато, возможный апгрейд системы, установкой дополнительного усилителя не затронет эти колонки в виду достаточного диапазона мощности.
Кроме алпайнов , народ ставит хертцы. Hertz ESK 570.2 (70-140 Вт) 130$, тоже вариант, но, судя по отзывам и паспортных данных, мощности автомагнитолы может ощутимо не хватать.
Как я понимаю, оба этих комплекта будут играть значительно лучше, если их запитывать через внешний усилитель.
Особо привередливые к качеству, которых не устраивает короткий список качественных разнесенок 5х7, могут, через специальные проставки, установить 16 см (6") акустику по своему желанию. Выбор акустики этого размера, гораздо шире. Тут те же алпайны, MB Quart , да хоть Dego SP 650.
С последними - Dego SP 650, была особая история, когда мне их показали на стенде, на фоне остальных и только потом сообщили цену. Уж не знаю, может это фирменный прикол такой, в который такие как я не вьезжают, но они реально играли на порядок чище всей остальной акустики от какой-то недорогой магнитолки пионер. Но цена была тогда для меня, нереальной (12тр) и я просто ушел, в растрепанных чувствах. А потом зашел на сайт этой конторы, нашел эти колонки и увидел номинальную мощность 100вт. Либо чутье у них суперское, либо еще что-то, но никак не могу понять, как они играли от 25вт усилителя магнитолы. До сих пор в непонятках.
Проставки можно купить в магазине, пластиковые. Они предназначены для автомобилей марки Ford и Mazda и стоят около 300р за пару. Правда, вид у них хлипкий.
Гораздо интереснее, сделать проставки самому из фанеры 9 мм. Они получаются цельные (не полые как пластик), что положительно сказывается на герметизации стыков и гашении лишних вибраций.
Необходимо контролировать толщину проставок. Если она будет большая, то динамик может упереться в обшивку двери (и она хер закроется), а если небольшая, то необходимо уплотнить по периметру динамика место стыковки с обшивкой, поролоном, чтобы не озвучивать лишний обьем.
Дерево, после окончательной доводки до нужных размеров, необходимо обработать специальным лаком, типа того, что используется для покраски яхт или деталей, которые находятся во влажных местах.
Дело в том, что дверь является как раз таким влажным (она и не просыхает целиком в мокрую погоду) местом, потому что вода попадает через уплотнители стекол и щели, стекая прямо на динамик.
У штатной акустики для этой цели есть специальные водозащитные пластиковые козырьки, которые служат для защиты корпуса динамика от попадания прямых капель воды.
Их не рекомендуется выкидывать вместе со штатной акустикой. Лучше аккуратно снять козырьки со старых динамиков (разогревая клей строительным феном и отделяя лезвием ножа козырек от основания динамика) и установить на новые. Для некоторых видов колонок, с большими магнитами придется немного поработать ножиком, чтобы срезать излишки пластика. Это несложно. При установке, не забываем, что козырьки должны находится сверху динамика, а не снизу, это очевидно.
Тыловая акустика
При замене тыловой акустики особый упор делается на качественную подзвучку фронтов басами (если не будет дополнительного саба). Многие колонки дают хороший бас только при использовании внешнего усилителя, поэтому в теории, нужно подбирать акустику с высокой чувствительностью.
Нет необходимости ставить разнесенки (разве чтобы просто выкинуть бабки за кроссовер и твитер), потому что, от этих колонок особого качества не требуется, да и твитеры некуда ставить. Тут пригодятся коаксиалы. Они и дешевле. (Спецы вообще не рекомендую ставить на тыл колонки, либо советуют их обрезать сверху на частотах выше 1-2кГц или ниже. Чтобы сцену не портить.)
В магазинах можно увидеть следующие модели формата 5х7".
DLS 257 (50-80Вт) 70$
Alpine SPS-570A (40-200Вт) 100$
Alpine SPS-57C2 (40-200Вт) 100$
Hertz ECX 570.2 (140вт) 80$
DLS 457 (60-90Вт)
Lightning Audio B1.68C (70-220вт) 100$
Hertz HCX 570.3 (100-200Вт) 135$
Prology RX, EX-572 (130Вт) 60$
Fusion FPS-572 (75-150Вт) 50$
MYSTERY MF 57 (50-200 Вт) 30$
Комментировать этот список достаточно сложно. Я бы разделил колонки на два типа - те, что могут работать со штатной магнитолой и те, что требуют внешнего усилителя. Это можно определить по номинальной мощности. Ну и по цене и фирмам, тоже все понятно.
Выбор коаксиалов 5х7 значительно богаче, чем компонентных, но от того, что у вас за спиной будет тихонько (а по другому и не получится) играть чудо за 130-170$, легче не становится. Немногие смогут это оценить. Поэтому нужно подходить из соображений разумной достаточности.
Самый правильный вариант - выбрать те, что будут хорошо басить и иметь подходящую мощность.
Некоторые тонкости
Штатная магнитола рассчитана на работу с 25Вт колонками, но есть небольшой запас по мощности, так что она тянет и 50-60Вт колонки с хорошей чувствительностью, типа DLS 257. Если брать DLS 457, то надо учитывать обьемные кроссоверы, которые, в общем-то, без установки твитеров, не пригодятся.
Если ставить с расчетом, на последующую установку внешнего усилителя, то можно купить Alpine или Hertz, но перегибать с мощностью не стоит, потому что оно все равно не будет достойно играть в дверях на высокой мощности, без их кардинальной проклейки.
Размеры колонок могут не стыковаться с размерами штатных установочных мест, поэтому , запасайтесь листами пенополеуретана, чтобы сделать прокладку по месту, вырезав ее ножницами. Тогда можно и без герметика обойтись.
Установив мощные колонки для работы со штатной магнитолой можно ощутить нехватку баса, по сравнению со штатными колонками. Выходом будет установить внешний усилитель или купить сабвуфер, а лучше сделать все сразу.
Многим этого будет вполне достаточно заменить акустику и добавить в систему сабвуфер. При правильном подборе мощности и чувствительности играть будет вполне прилично, особенно, если провести шумоизоляцию дверей. Откладывать это мероприятие можно долго, но качественный перелом в звучании системы будет увы, только после проклейки.
Моя установка. Вариант первый.
Первоначально, ориентируясь на советы в форуме, планировал ставить вперёд Alpine SPS-571A, но ввиду отсутствия их в нужный момент в магазинах (как обычно, деньги жгли карман), прикупил 16 см MB Quart DSF 216. На коробке было написано , что сделано в Германии, но переплатил я около штуки. Зато подарили утюг. :-)
По материалам журнала АЗ #5/2006
Акустика MB Quart, как всегда, узнаваема и, как обычно, не похожа на других. Литой корпус MB Quart DSF 216 из полимера ABS. Темно-вишнёвый полипропилен диффузора. Очень небольшой (27 мм) центральный колпачок из мягкого пластика. Предельно компактный магнит с внешним диаметром 73 мм. Осевого отверстия нет, зато тарельчатая деталь, на которой закреплена центрирующая шайба, снабжена многочисленными вентиляционными отверстиями. Уплотнительного кольца нет. Особенность конструкции MB Quart DSF 216 заключается в том, что при монтаже мидбасов в посадочные места устанавливаются рамки решётки, а уже к ним крепится сам динамик. Провода проложены по второму способу. Титановая мембрана (27 мм) твитера относится к типу «сбалансированный купол», и перед ней установлено ступенчатое тело с широкой апертурой. Пищалки монтируются в полузаглублённом варианте с разворотом оси на 10 градусов либо устанавливаются в корпус для монтажа на поверхность. Оба фильтра кроссовера 2-го порядка (II + II). Здесь две катушки, одна из которых намотана на ферритовом сердечнике, вторая - на немагнитном каркасе, и два электролитических конденсатора. Твитер защищён варистором. Два дополнительных зажима позволяют выбрать аттенюацию пищалки, зажимы обозначены как -0/-3/-6 дБ.
Оптимальным нам показался уровень пищалок -3. Тарелкам не хватает прозрачности, словно они играют через тонкую бумагу. Макродинамика несколько подчёркнута, акустика «вытаскивает» на свет божий призвуки, которые чаще всего не слышны. У рояля немного выделены ноты верхней середины, но основательность и собранность звучания остаётся на должном уровне. В мужских голосах чуть-чуть обострены сибилянты. Женский вокал открыт и чист, здесь выделены шипящие звуки, но тоже чуть-чуть. Низкого баса не хватает, но к тому, что воспроизводится, претензий не возникло. Саксофон немного пронзителен на верхней середине.
Характеристики MB Quart DSF 216
Параметры Тиля - Смолла мидбасовой головки
Fs, Гц Vas, л Qts
71,1 11,2 0,720
Допустимая мощность (по данным изготовителя), Вт 50 - 120
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 66 - 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц) 89,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), % 0,750
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), % 2,27
БЕСПЛАТНЫЙ СОВЕТ: Пищалки желательно устанавливать под небольшим углом к оси излучения.
В качестве «допустимой мощности» составители инструкции к MB Quart DSF 216 указывают рекомендуемую мощность усилителя, и в этом есть свой резон. Инженерам фирмы известно, как при небольшом магните достичь относительно высокого значения силового фактора (здесь 4,1 Тл м). При лёгкой подвижной системе (11,3 г) это является залогом получения от акустики достаточно высокой чувствительности: по этому параметру MB Quart DSF 216 оставляет позади большинство одноклассников. Нелинейные искажения, как на басах, так и на средних частотах, нареканий на вызывают. Осевая АЧХ имеет довольно-таки ровный характер, в среднем положении аттенюатора во всём частотном диапазоне она укладывается в допуск ±3 дБ. Под углом 50 градусов на АЧХ появляется волнистость, но в целом дисперсия излучения очень ровная и предсказуемая. Пищалки, как обычно, желательно устанавливать под небольшим углом к оси; на монтаж мидбасов строгих ограничений нет.
В дверях мидбасы выйдут на результирующую добротность 0,83, а нижняя частотная граница по расчётам составит 71 Гц (52 Гц в салоне). Добротность 1,1 достигается в ЗЯ объёмом 8,5 л (нижняя граница 82 Гц, в салоне 75 Гц). Объём, прямо скажем, не самый удобный, но может, кому и подойдёт. Впрочем, «Кварты» и в дверях ведут себя неплохо.
Установка прошла без проблем, разве что пришлось поискать место для кроссоверов. Часть обшивки заглушил виброизоляцией, чтобы убрать дребезжание. Этого вполне хватило. Летом буду более тщательно бороться с шумами и проклею двери еще и шумоизоляцией из пенополеуретана.
Вообще, про шумоизоляцию у меня отдельный материал готовится.
Сзади установил DLS 257, которые были куплены ранее.
Размер низкочастотника 138 x 195 (5" х 7")
Размер высокочастотника 16 мм
Мощность номинальная 50 Вт
Мощность максимальная 80 Вт
Частотный диапазон 60-20000 Гц
Чувствительность 92 дБ
Сопротивление 4 Ом
Диаметр магнита 100 мм
Диаметр монтажного отверстия 130 мм x 185 мм
Установочная глубина 60 мм
Плюсы: Небольшие кроссоверы, позволяют разместить их в удобном месте, хорошая чувствительность позволяет динамику воспроизводить басы работая от штатной магнитолы.
Минусы: Провода от кроссоверов до динамика коротковаты. Невысокая мощность динамика не позволяет использовать совместно с усилителем на высокой громкости.
При настройке системы по мощности, они начинали хрипеть намного раньше MB Quart DSF 216, так что уровни максимальной громкости пришлось пришлось согласовывать и снижать для квартов.
После прослушивания, мне показалось, что высокочастотники тыловых динамиков сильно искажают сцену и я вообще их отключил. Стало значительно лучше.
Предварительная настройка и выводы
Кроме замены акустики, я собрал сабвуфер (JBL GTO 1002D) в заднюю полку , установил два усилителя и сделал шумоизоляцию передних и задних дверей. (подробности ниже в других статьях этой тематики )
Частоты фронтов по низам срезал усилителем на 70 Гц, тыловых на 65Гц. Сабвуфер соответственно, заглушил на частотах выше 80-90Гц. Частоты выбирались путем экспериментов с прослушиванием музыки, от Depeche Mode до инструментальных треков. Не обошел вниманием репперов, попсу и особенно мне понравилось как играет альбом Madonna "American Life", с его обилием низких частот. И вообще, для настройки саба хорошо в качестве тестовых треков использовать репперов. Сразу видно, как саб работает. :-)
В результате, несмотря на запугивания увеличением уровня шумов и прочего из-за использования высокоуровневого выхода магнитолы, качество звука меня более чем устроило. И шумов лишних не появилось и детальность не нарушилась на тестовых треках FSQ. Явных недостатков я не заметил, кроме , разве что недостаточной плотности басов на высокой мощности, но там и уши не выдерживали.
В планах, поехать на прослушивание к мэтрам , чтобы указали на недостатки и посоветовали, как их решить меньшими средствами, хотя вот в последнем я не уверен.
А пока что, для упрощения процесса настройки звуковых параметров и АЧХ я взял себе устройство, под названием Soundstream PQ-7, которое является аналоговым 7 полосным параметрическим эквалайзером.
Все статьи по теме организации звука в автомобиле Mazda6
Автозвук. Организация звука в автомобиле Mazda6. (Замена штатной акустики, подбор колонок)
Автозвук. Проклейка (шумоизоляция) дверей Mazda6. (Описание процесса разборки дверей и проклеивания)
Автозвук. Установка усилителей в Mazda6. (выбор и установка усилителей, разводка кабелей, оформление)
Автозвук. Сабвуфер для Mazda6, Часть 1. Варианты установки сабвуфера в седан. (описание вариантов установки на готовых примерах)
Автозвук. Сабвуфер для Mazda6, Часть 2. Конструкция и установка.(расчет сборка и установка саба в заднюю полку Mazda6)
Автозвук. Сабвуфер для Mazda6, Часть 3. Выбор усилителя. (выбор усилителя из нескольких вариантов и установка)
Автозвук. Установка CD чейнжера JVC CH-1500RF Mazda6
(подключение CD Changer )
Автозвук. Интеграция звуковой карты Creative EMU 0404 USB в Mazda6
(подключение звуковой карты USB)
Автозвук. На пути к правильному звуку в Mazda6
(вторая ревизия системы)
Скоро будут опубликованы (в разработке)
Автозвук. Дополнительные источники звука в Mazda6. (подключение внешних устройств, iPod, MP3 плеер с сохранением управления с руля)
Автозвук. Настройка звука в автомобиле Mazda6 при помощи RTA (проверка AЧХ при помощи RTA, на базе PC и Pocket PC, настройка звука в салоне Mazda6)
Автозвук. Моддинг багажника Mazda6. (Наведение красивостей в багажнике, установка фальпанелей, подсветки и прочего)
oLGol
(23.02.2007)
| |
|