Выбор головки для корпусного саба
На момент покупки головки для сабвуфера я оказался совершенно не подготовленным к этому процессу и пришлось удовлетвориться выбором, который мне посоветовал продавец консультант. Другое дело, ассортимент сабов на 10" был небогатый, а цены в том магазине были ниже , чем на сайтах в инете, и я решил купить один из самых дорогих, что там был.
В качестве динамика был куплен (по ошибке, покупался как Free Air) JBL GTO 1002D , у которого рекомендуемый обьем в закрытом ящике равен 21.25л.
Диаметр, мм - 250
Мощность номинальная - 250 Вт
Мощность максимальная - 1000 Вт
Диапазон воспроизводимых частот - 25-400 Гц
Сопротивление - 2 x 2 Ом
Чувствительность - 91 дБ
Монтажная глубина - 116 мм
Описание JBL GTO-1002D:
Новая корзина JBL обеспечивает максимальное перемещение диффузора сабвуфера, позволяя одновременно уменьшить его монтажную глубину, что значительно расширяет возможности выбора места установки сабвуфера. Кроме того, абсолютно новая конструкция корзины позволяет гарантировать центральное положение узла электропривода в зазоре звуковой катушки, что обеспечивает длительный срок службы и достоверность воспроизведения.
Каучуковый подвес с высоким уплотнительным валиком. Большой валик подвеса оптимизирован для создания максимальной площади диффузора, обеспечивая при этом великолепный подвес диффузора по краю и линейность при его больших перемещениях, высокую управляемость и стабильность в крайних точках перемещения.
Каждый сабвуфер GTO имеет паучковую центрирующую шайбу специальной конструкции с нелинейной характеристикой, которая обеспечивает лучшее управление в крайних точках смещения диффузора по сравнению с обычной паучковой центрирующей шайбой, имеющей линейную характеристику. Это позволяет значительно снизить искажения при высокой излучаемой мощности.
Вентилируемые полюсные наконечники создают дополнительное охлаждение узла электропривода. Это позволяет значительно расширить тепловые возможности сабвуфера и повысить его максимально допустимую входную мощность.
10, 12 и 15-дюймовые сабвуферы (25 см, 30 см и 38 см, соответственно) могут иметь две звуковые катушки сопротивлением 2 Ом. Это позволяет максимально гибко подойти к вопросу оптимизации настройки системы. Две звуковые катушки с помощью металлических перемычек собственной конструкции можно сконфигурировать как одну катушку сопротивлением 1 Ом, две катушки сопротивлением 2 Ом или одну катушку сопротивлением 4 Ом. Все сабвуферы имеют предварительно настроенную конфигурацию с одной звуковой катушкой полным сопротивлением 4 Ом, что позволяет легко использовать их в стандартных приложениях.
Короче, одним словом, простой недорогой непритязательный саб, подходящий по параметрам к той системе, которую я решил у себя соорудить. Сабов на 21 литр много, в дальнейшем могу поменять на более дорогой, если будет смысл. Если уши услышат разницу.
Расчет размеров корпуса и сборка
Доступная длина саба вдоль полки получилась в районе 65 см, необходимая высота внутреннего обьема около 15 см, доступная ширина коробки 35 и 18 см на разных сторонах.
Точные размеры будут подгоняться после окончательных расчетов и за счет усиления коробки изнутри слоями 10мм фанеры и проклейки коробки слоями шумоизоляции. В случае, если обьем будет превышен значительно, достаточно вставить перегородку в узкий конец на расчетном расстоянии, чем ограничится обьем (что было и сделано впоследствии).
В таком виде был собран прототип коробки из 10 мм фанеры.
На картинке корпус сабвуфера со снятым дном.
Изнутри он усилен каркасом, в который вкручиваются саморезы и вторым слоем фанеры 10 мм. После этого стенки оклеены 5мм пенополеуретановым уплотнителем. Все стыки промазаны клеем "Момент".
Ящик закрывается нижней крышкой, напоминающей , сами видите что. :-) Он пока еще закрывается, потому что после промазывания стыков, крышка будет также посажена на момент и саморезы.
Верхняя крышка имеет другую геометрию, нежели "гробовидная" нижняя. Это связано с особенностями стыковки ящика с задней полкой автомобиля. А точнее, со стыковкой с упрочнителем задней полки, сделанным из фанеры, который предварительно крепится к задней полке и увеличивает ее жесткость.
Усилитель полки крепится к задней полке в 5 точках на 8мм болты с шайбами, а уже к нему планируется крепить сам корпус саба. Сделано это не только по соображениям прочности, сколько для того, чтобы соединение было разьемным и можно было без проблем демонтировать ящик, выгрузить его в другое место, а багажник заполнить картошкой или дровами.:-)
Верхняя часть полки получилась , более менее, плоская, нет выступающих частей типа гаек. Это сделано, чтобы не было проблем с креплением к задней полке автомобиля.
Шпильки, на которые крепится саб к полке закреплены на полке при помощи стальных пластин и сварки. Это нужно для того, чтобы зафиксировать их с внутренней стороны.
Корпус саба, как следует, прокрашен лаком. Чтобы не впитывал влагу. В таком виде все стенки были собраны окончательно и притянуты друг к другу саморезами, через каждые 5 см, а стыки промазаны клеем "Момент". Остатки клея вытекали из швов при затягивании. Это создавало некоторую иллюзию герметичности.
Разьемы посажены на внешнюю стенку корпуса сабвуфера, но звуковое давление до них не доходит, потому что внутри есть еще одна стенка, на расстоянии около 3 см от боковой. Она то и была загерметизирована и проклеена основательно. Именно поэтому нет смысла заморачиваться с проклейкой пластмассы и внешней стенки.
Разьемы клемм сьемные, разборные.
В окончательном варианте сборки саба и усилителя полки виду будет такой
А эта сторона будет видна при открывании багажника.
Если смотреть снизу, то вид такой.
После сборки начал проверять работу саба и обнаружил две дырки , через которые проходил воздух. Обе от старых саморезов. Заклеил.
Далее промазал все стыки, где были подозрения и начал проверять герметичность, надавливая на динамик и отпуская. Там где только что промазывал, в одном месте возник пузырик. Я более тщательно промазал это место изнутри и снаружи и дал подсохнуть.
Не скажу, что уверен в 100% герметичности стыка, но воздух если и выходит, то не так интенсивно, чтобы это можно было заметить.
Прослушивание НЧ звуков при высокой громкости не дало призвуков, идентифицирующих прохождение воздуха сквозь щели в конструкции. Будет считать что все нормально и двигаемся дальше.
Пришло время оклейки поверхности карпетом. Карпет был куплен в автомагазине "Русь Трейд" недорого. Там же куплен клей, который распыляется аэрозолью из флакона. Этот, гатт, был дорогой, в районе 250р за флакон.
Начал проклейку с усилителя полки, нижнюю часть проклеил одним куском, остатки завернул наверх и там зафиксировал.
По кругу отверстия для динамика сделал такой круг из поролона, обшитый карпетом, чтобы прижать усилитель полки к металлу задней полки.
Вот так выглядит обшитый усилитель полки
Уплотнитель немного выглядывает за края отверстия.
Вот так выглядит обшитый карпетом сабвуфер.
Теперь соединим его с усилителем задней полки.
Все отверстия совпали, конструкция стыкуется достаточно плотно и карпет является уплотнителем, уменьшающим вибрации усилителя полки , относительно саба.
После окончательной сборки я подключил еще раз саб двумя обмотками на выходы музыкального центра, сначала в противофазе на малой громкости отрегулировал баланс, потом подключил нормально и прокачал саб на частотах от 20 до 50Гц. В комнате 20 кв метров, резонанс был на частоте 28Гц, такой что стекла тряслись.
Думаю, что для машины мощности должно хватить с запасом, как бы не ругали 10" сабы. Тем более , что динамик реально играет в салон, не гоняя лишних волн по багажнику.
Установка
Сам процесс установки представлял собой перетаскивание ящика саба из дома в машину, ловя недоуменные взгляды соседей. Он получился тяжёлый, около 15кг примерно, может и больше.
Ставили вместе с тестем, сначала усилитель полки, потом уже сам сабвуфер.
После закручивания гаек я подёргал ящик, постучал по нему, показалось что сидит достаточно крепко, прочности усилителя полки хватает, чтобы распределить нагрузку по задней полке, даже при креплении в 5 точках. Хотя, возможно, прикручу усилитель еще в паре мест, когда буду делать шумоизоляцию нижней части полки.
Вот так вся эта конструкция выглядит в багажнике.
Т.е. саб не занимает места на полу, однако может мешать при установке габаритных грузов. Но его можно легко снять и переложить в салон или домой отнести. Это один из плюсов, ради которого вся конструкция и разрабатывалась.
Теперь предстояло проверить его в деле.
Продолжение Автозвук. Сабвуфер для Mazda6, Часть 3. Выбор усилителя.
Все статьи по теме организации звука в автомобиле Mazda6
Автозвук. Организация звука в автомобиле Mazda6. (Замена штатной акустики, подбор колонок)
Автозвук. Проклейка (шумоизоляция) дверей Mazda6. (Описание процесса разборки дверей и проклеивания)
Автозвук. Установка усилителей в Mazda6. (выбор и установка усилителей, разводка кабелей, оформление)
Автозвук. Сабвуфер для Mazda6, Часть 1. Варианты установки сабвуфера в седан. (описание вариантов установки на готовых примерах)
Автозвук. Сабвуфер для Mazda6, Часть 2. Конструкция и установка.(расчет сборка и установка саба в заднюю полку Mazda6)
Автозвук. Сабвуфер для Mazda6, Часть 3. Выбор усилителя. (выбор усилителя из нескольких вариантов и установка)
Автозвук. Установка CD чейнжера JVC CH-1500RF Mazda6
(подключение CD Changer )
Автозвук. Интеграция звуковой карты Creative EMU 0404 USB в Mazda6
(подключение звуковой карты USB)
Автозвук. На пути к правильному звуку в Mazda6
(вторая ревизия системы)
Скоро будут опубликованы (в разработке)
Автозвук. Дополнительные источники звука в Mazda6. (подключение внешних устройств, iPod, MP3 плеер с сохранением управления с руля)
Автозвук. Настройка звука в автомобиле Mazda6 при помощи RTA (проверка AЧХ при помощи RTA, на базе PC и Pocket PC, настройка звука в салоне Mazda6)
Автозвук. Моддинг багажника Mazda6. (Наведение красивостей в багажнике, установка фальпанелей, подсветки и прочего)
oLGol
(28.02.2007)
| |
|